»нформационна€ безопасность

ƒобро пожаловать на официальный сайт

ћЅќ” "—редн€€ школа є2" города ƒесногорска

»нформационна€ безопасность

 

»нформационна€ безопасность в школе

 

 

ѕроблема информационной безопасности образовательного учреждени€ превращаетс€ в последнее врем€ из гипотетической во вполне реальную.  оличество угроз растет с каждым днем, измен€етс€ нормативно-правова€ база, соответственно реали€м времени должны измен€тьс€ и методы обеспечени€ информационной безопасности учебного процесса. 
    ¬ современной школе информаци€, информационна€ инфраструктура Ц один из главных компонентов учебного процесса. ”чебные классы оснащаютс€ компьютерной техникой и еЄ качественное бесперебойное функционирование существенно определ€ет качество полученных знаний, способствует формированию профессиональных компетенций учащихс€.

 

  ¬от поэтому-то обеспечение информационной безопасности учебного процесса, в том числе непрерывного функционировани€ компьютерных и информационных ресурсов, €вл€етс€ весьма важной дл€ его качества.

 

ѕрин€тые меры по созданию безопасной информационной системы в школе 
Х    ќбеспечена защита компьютеров от внешних несанкционированных воздействий (компьютерные вирусы, логические бомбы, атаки хакеров и т. д.) 
Х    ”становлен строгий контроль за электронной почтой, обеспечен посто€нный контроль за вход€щей и исход€щей корреспонденцией. 
Х    ”становлены соответствующие пароли на персональные Ё¬ћ 
Х    »спользованы контент-фильтры,  дл€ фильтрации сайтов по их содержимому.

 

Ќормативно-правова€ база определ€юща€ пор€док защиты информации: 
Х    —т. 16 ‘едерального закона от 27.07.2006 є 149-‘« Ђќб информации, информационных технологи€х по защите информацииї 
Х    —т. 9 «акона є 149-‘«, п. 5 - информаци€, полученна€ гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных об€занностей подлежит защите в случа€х предусмотренных законом (государственна€ тайна) 
Х    √л. 14 “рудового кодекса –‘ (далее Ц “  –‘) - защита персональных данных работника. 
Х    ‘едеральный закон є 152-‘« –‘ Ђќ персональных данныхї, который вступил в силу с 1 €нвар€ 2008 г. - обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных.

 

Х ‘едеральный закон от 29.12.2010 N 436-‘« (ред. от 28.07.2012) "ќ защите детей от информации, причин€ющей вред их здоровью и развитию"

 

–одительский контроль

 

   –одительский контроль - это ограничение доступа детей и подростков к нежелательным сайтам в »нтернет, например, порносайтам, пропаганде насили€, сайтам знакомств, игровым сайтам, социальным сет€м и т.д. 
   –одительский контроль может не только блокировать доступ к нежелательным дл€ детей сайтам, но ограничивать использование »нтернет по времени суток, дн€м недели илидлительности сеанса. —уществует множество программ и фильтров, которые помогут вам контролировать открытие нежелательной информации и врем€, которое можно проводить в »нтернете. ¬ы можете воспользоватьс€ одной из ниже перечисленных:

 

јнтивирус  асперского с возможност€ми –одительского контрол€ - ЂKaspersky Internet Securityї,

программа-фильтр ЂNetPoliceї,

программа-фильтр Ђ»нтернет ÷ензорї.

1. ќбозначение проблем

Ќесомненно, XXI век стал периодом фундаментального роста и развити€ различных видов массовой информации. ”же в XX веке дети имели доступ к радио, телевидению и журналам, хот€ он и был ограниченным. ¬ насто€щее врем€ вли€ние —ћ» на детей приобрело более четкий и наступающий характер, что стало поводом частого беспокойства среди родителей, медицинских работников и учителей.

ƒоступность информационных носителей

ѕо результатам исследовани€ центра Ђ—анджї, (2012 год), более половины опрошенных детей (59,2%)  16 регионов имеют персональные компьютеры (в городе - 78%, на селе - 42%); 73% детей имеют сотовые телефоны (в городе Ц 82%, на селе Ц 56%); DVD  плеер имеет 55% детей (город Ц 59%, село Ц 46%); аудиоцифровой носитель Ц 25% (город Ц 32%, село Ц 12%). »гровую приставку имеют дома 17% опрошенных детей (в городе Ц 20%, на селе Ц 11%), видеомагнитофон/плеер - 34% детей (37% в городе, 30% на селе), магнитофон кассетный, диктофон Ц 22% (одинакова€ дол€ в городе и на селе), отдельный телевизор - 28% детей (27% в городе и 29% на селе). “аким образом, на данный момент наиболее распространенными видами информационной техники, которые имеет более половины опрошенных детей, €вл€ютс€ сотовые телефоны, компьютеры и DVD плееры. „ерез данную технику ребенок может иметь доступ к таким источникам информации, как доступ к »нтернету и различной видеоинформации, котора€ может негативно повли€ть на развитие ребенка.

¬ли€ние »нтернет

ѕо результатам исследовани€, в среднем 68% детей 10-18 лет пользуетс€ интернетом с различной частотой. ¬ городе пользователей интернет ресурсов значительно больше, чем на селе (76% х 55% соответственно). ѕричем, чем дальше находитс€ населенный пункт проживани€ от областного центра, тем наблюдаетс€ меньшее вли€ние на ребенка интернета из-за ограничени€ доступа. “ак, если в областном центре имеет доступ к ¬семирной сети 80% детей, то в отдаленном селе эта дол€ в 2,5 раза меньше (31%). ¬ младших группах детей дол€ пользователей интернет значительно ниже, чем в старших, и составл€ет в среднем 24% (дети 6-9 лет).

—реди детей 10-18 лет 38% имеет доступ к интернет ресурсам дома, 16% - в компьютерных клубах и интернет-кафе, по 14% - у друзей, знакомых, родственников и в школе. ѕользуютс€ интернетом в библиотеке только 1% детей. —ледует отметить, что если среди городских детей наиболее попул€рные места пользовани€ интернетом €вл€ютс€ дом (47%) и интернет-кафе/клубы (21%), то дл€ сельских детей почти в равной степени - дом и школа (22% и 21% соответственно). —реди городских детей только 10% пользуютс€ интернетом в школе. ƒл€ детей младшей группы, как и следовало ожидать, наиболее доступным местом пользовани€ интернет €вл€етс€ их дом (82%).

ƒевочки значительно реже, чем мальчики пользуютс€ услугами интернет- клубов/кафе (12% х 20% соответственно). „ем дальше наход€тс€ дети от областных центров, тем меньше у них доступ к интернет ресурсам дома и в компьютерных клубах/интернет-кафе, и тем более значимы дл€ этой цели дл€ них школы и библиотеки.

“аким образом, наиболее высокий риск негативного вли€ни€ »нтернета на психофизиологическое развитие ребенка наблюдаютс€ у детей, проживающих в городах, так как они в большей степени, чем другие €вл€ютс€ потребител€ми информации ¬семирной сети. ћальчики в большей степени, чем девочки подвергаютс€ информационной опасности, так как чаще пользуютс€ услугами интернет-кафе/компьютерных клубов, где не контролируютс€ взрослыми.

¬ли€ние аудио-, видеоинформации

65-70 % детей в свободное врем€ смотр€т телевизор, около 50% - играют в компьютерные игры, 21-23% - смотр€т видео, фильмы на дисках, он-лайн. „ем старше возраст детей, тем больше дети играют в игры с элементами насили€, цен€т развлекательный характер передач и меньше Ц нравственные характеристики своих любимых героев. ”ровень просмотра развлекательных передач увеличиваетс€ с 28% до 53%, также растет увлеченность компьютерными играми с насилием и наоборот уменьшаетс€ дол€ детей, которые люб€т своих мультипликационных персонажей за нравственные качества от 30% до 8%.

—уммированное негативное воздействие

Ѕолее половины детей (старше 13 лет) по результатам социологического опроса отметило избыток насили€ во всех —ћ», кроме печатных, особенно на видео (60%). ѕо »нтернету, мобильной св€зи среди детей распространена также рассылка уличных драк, сцен жестокого насили€. 75% мальчиков так или иначе будет смотреть этот материал, а 32% - будет рассылать своим друзь€м и знакомым.

48% детей отметило доступность журналов эротического содержани€. ¬озможность получить доступ к подобной литературе в крупных городах  (62-67%) намного шире. ¬ результате опроса вы€снилось, что 34% детей сталкиваютс€ с распространением религиозной литературы по домам.

Ќаиболее вредными, по мнению детей 10-18 лет, €вл€ютс€ компьютерные игры, »нтернет и “¬. Ѕолее вредным дл€ детей 6 Ц 9 лет €вл€етс€ “¬ (73%), затем компьютерные игры (66%).

ѕо результатам выполненного коррел€ционного анализа, дети, которые положительно относ€тс€ к сценам насили€ на экране (делают фильм интересным, учит жизни), больше остаютс€ в ночное врем€ в компьютерных клубах/интернет-кафе, дольше играют в компьютерные игры, про€вл€ют больший интерес к насилию в »нтернете и их рассылке, эротике, меньше читают книги в свободное врем€.

ƒети, интересующиес€ драками (реальными событи€ми) в »нтернете, рассылкой такого рода видео Ц это дети, которые в ночное врем€ сид€т в »нтернете, играют в компьютерные игры и остаютс€ в компьютерных клубах/»нтернет-кафе, а в »нтернете их интересуют, прежде всего, фильмы и эротика. ќни люб€т смотреть боевики и фильмы-ужасы, потому что считают что насилие делает фильм интересным, более того, много времени удел€ют компьютерным играм и при этом больший интерес испытывают к жестоким играм. Ёта категори€ детей не занимаетс€ самообразованием, не читает в свободное врем€ книги.

ѕо результатам опроса, в насто€щее врем€ только участие родителей в жизни ребенка играет очень большую роль в обеспечении безопасности детей в информационной среде. „ем чаще родители интересуютс€ жизнью ребенка, обсуждают с детьми их интересы, контролируют и говор€т о вредном воздействии информации:

- тем меньше дети смотр€т телевизор в ночное врем€, видео и остаютс€ в компьютерном клубе / »нтернет-кафе;

- сокращаетс€ длительность компьютерных игр у детей;

- меньше интересуютс€ эротикой в »нтернете;

- дети понимают, что вредно много смотреть телевизор, видео;

- сокращаетс€ число детей, которые положительно относ€тс€ к насилию на экране;

- меньше интереса к распространению видеосъемок с насилием;

- меньше интереса к жестоким компьютерным играм.

ѕо результатам выполненного анализа, следует вывод, что в насто€щее врем€ дети не защищены государством, так как многие положени€ по защите прав детей в информационной сфере €вл€ютс€ декларативными. «ащита прав детей в информационном пространстве мало интересует органы здравоохранени€, инспекцию по делам несовершеннолетних, практически нет никакого внимани€ со стороны департаментов образовани€, органов власти, как на местном, так и на областном уровне. “олько родители и отчасти учител€ пока могут обеспечить безопасность ребенка в информационном пространстве, но и здесь существует реальное несоответствие между грамотностью в отношении информационных средств между детьми и взрослыми. “аким образом, дети на сегодн€ €вл€ютс€ очень у€звимыми в нашем информацион- ном пространстве.

2. –екомендации

 –екомендации дл€ родителей

”важаемые родители!

 ак уже отмечалось ранее, в большей степени от ¬ас, чем от кого-либо другого, будет зависеть, повли€ют ли негативно или позитивно различные средства массовой информации, »нтернет, видео и аудио  на развитие вашего ребенка. Ёто было доказано проведенным исследованием, через научный анализ полученных результатов опроса.

ћы постараемс€ ¬ам помочь защитить вашего ребенка от негативного воздействи€ различных информационных технологий через р€д простых рекомендаций.

 ќбщие рекомендации

1. ¬сю работу по противодействию негативной информации необходимо начинать как можно с более раннего возраста ребенка. ≈сли ¬ы не занимались с ребенком до 13-14 лет, а потом вз€лись за его воспитание, то результаты достичь будет намного сложнее, чем если бы ¬ы начали с 5-6 лет, а то и ранее. ѕоэтому ¬ы должны настроитьс€, что могут быть и неудачи, ребенок может сопротивл€тьс€ вашему Ђвторжениюї в его жизнь. ѕоэтому обучайте ребенка информационной грамоте как можно более деликатнее.

2. ѕо результатам исследовани€ видно, что чем больше родитель удел€ет внимани€ своему ребенку, тем меньше риск негативного вли€ни€ негативной информации, которую ребенок получает через телевидение, интернет, музыку, которую он слушает и др. источники. Ёто внимание заключаетс€:

- в разъ€снении ребенку, кака€ информаци€ полезна дл€ его развити€, а кака€ может нанести вред;

- в контроле того, что ребенок делает и что смотрит;

- в вовлечении ребенка в какие-то полезные дл€ него зан€ти€.

    онтроль не должен быть агрессивным, ¬ы не должны всем своим видом показывать, что это  ќЌ“–ќЋ№. “акой метод вызовет у ребенка негативную реакцию и может привести к обратным результатам.  онтролировать необходимо:

- содержание того, что смотрит ребенок;

- врем€, которое ребенок проводит за компьютером или телевизором или др.

   ѕостарайтесь вовлекать ребенка в какие-то совместные дела, но это не должна быть только уборка дома, стирка или другое полезное дл€ дома меропри€тие, вы можете вместе сходить в кино, смастерить что-либо, можете вз€ть хороший фильм и его посмотреть, поиграть в какую-либо игру и т. д. ¬ св€зи с тем, что у ребенка есть большой интерес к современным информационным носител€м, то вы можете вместе поискать полезную информацию в интернете, заодно объ€сн€€ ребенку правила пользовани€ этим средством.

3.ѕо результатам различных исследований видно, что ребенок, имеющий какие-либо увлечени€, который ходит в различные секции, кружки, имеет меньше вредных привычек, ведет более здоровый образ жизни и он меньше подвержен воздействию негативной информации. ѕоэтому постарайтесь организовать досуг ребенка. ѕервоначально понаблюдайте за ним, вы€вите его интересы, затем вовлеките ребенка в кружки или секции, которые соответствуют его интересам. «ачастую, прежде чем выбрать свое увлечение, ребенок мен€ет несколько кружков, но потом на чем-то останавливаетс€. ≈сть платные кружки и секции, но есть и бесплатные при школе. ≈сли у вас в школе нет секций и кружков, то св€житесь с родительским комитетом школы, с директором, и ¬ы можете помочь школе открыть такой кружок.

4.¬ св€зи с тем, что в большей степени »нтернет, чем другой какой-либо носитель информации прит€гивает внимание наших детей, и тем, что этот источник сложнее всего контролировать взрослым, то о том, как обеспечить безопасность вашего ребенка во ¬семирной паутине поговорим отдельно и подробно.

5.ќбезопасить ребенка от негативного вли€ни€ —ћ», »нтернет, аудио - и видеопродукции очень сложно в одиночку, работа должна проходить комплексно, с участием различных сторон, окружающих ребенка. ѕоэтому в этом ¬ам может помочь в первую очередь школа. Ќе стесн€йтесь обращатьс€ за помощью к школьному психологу, к социальному педагогу, классному руководителю и другим. Ўкола, со своей стороны, будет проводить работу по обеспечению информационной безопасности детей, но ей будет легче, если родители сами будут про€вл€ть инициативу.

6.ѕо проведенным ранее исследовани€м видно, что очень большое вли€ние на психологическое состо€ние ребенка оказывает семейное окружение. ƒл€ ребенка самое важное Ц это понимание со стороны родителей. –егул€рно разговаривайте с ребенком, постарайтесь узнавать его проблемы, давайте ему советы как поступить в той или иной ситуации. Ќи в коем случае не порицайте ребенка, если он открыл вам свой какой-то негативный поступок. Ётим ¬ы можете его оттолкнуть, и в следующий раз он не расскажет вам свой секрет. —покойно выслушайте его, постарайтесь пон€ть, почему ребенок совершил тот или иной поступок, объ€сните ему, что вы его понимаете, но лучше так не поступать в следующий раз потому чтоЕ.(объ€сните почему). ѕомните, что очень часто дети Ђзамыкаютс€ в себеї, и как следствие Ђуход€т в виртуальный мирї или попадают в плохую компанию, именно потому, что не вид€т интереса к себе со стороны близких людей и считают, что родители их не люб€т и не понимают. ≈сли ¬ы не можете наладить Ђконтактї с ребенком, то можете обратитьс€ за советом к школьному или другому психологу, так же сейчас есть много телевизионных передач, статей и книг о том, как улучшить взаимопонимание между родителем и подростком.

ѕри опросе детей в рамках данного исследовани€, у них вы€сн€лись рекомендации по профилактике негативного воздействи€ современных информационных технологий на развитие ребенка. » вот какие рекомендации свои родител€м они дали:

1) –егулируйте просмотр детьми телевидени€.

2) «аблокируйте каналы, несущие негативную информацию.

3) ѕр€чьте модемы, когда уходите по делам.

4) ≈жедневно просматривайте Ђисториюї в интернете.

5) Ќе допускайте сквернослови€.

6) ѕроверьте круг общени€ ребенка.

 —оветы по обеспечению безопасности ребенка в »нтернет

ƒанные рекомендации были составлены на основе информации, размещенной на сайтах различных IT-компаний и образовательных сайтах. “акже были включены рекомендации школьных учителей информатики.

»так, следует понимать, что подключа€сь к »нтернет, ваш ребенок встречаетс€ с целым р€дом угроз, о которых он может даже и не подозревать. “акже следует помнить, что даже самые искушенные дети не вид€т опасностей »нтернета и не осознают рисков его использовани€. ƒело в том, что у детей еще не сформированы критерии различи€, ребенку интересно все.

ѕоэтому родители и педагоги сначала сами должны научитьс€ азам информационной безопасности, а потом научить этому своих детей.

»так, какие же угрозы содержит »нтернет?

1. Ђ”гроза заражени€ вредоносным программным обеспечением (ѕќ). ¬едь дл€ распространени€ вредоносного ѕќ и проникновени€ в компьютеры используетс€ целый спектр методов. —реди таких методов можно отметить не только почту, компакт-диски, дискеты и прочие носители информации или скачанные из »нтернет файлы. Ќапример, программное обеспечение дл€ мгновенного обмена сообщени€ми сегодн€ €вл€ютс€ простым способом распространени€ вирусов, так как очень часто используютс€ дл€ пр€мой передачи файлов. ƒети, неискушенные в вопросах социальной инженерии, могут легко попастьс€ на уговоры злоумышленника. Ётот метод часто используетс€ хакерами дл€ распространени€ тро€нских вирусов.

2. ƒоступ к нежелательному содержимому. ¬едь сегодн€ дела обсто€т таким образом, что любой ребенок, выход€щий в »нтернет, может просматривать любые материалы. ј это насилие, наркотики, порнографи€, страницы, подталкивающие молодежь к самоубийствам, анорексии (отказ от приема пищи), убийствам, страницы с националистической или откровенно фашистской идеологией и многое-многое другое. ¬едь все это доступно в »нтернет без ограничений. „асто бывает так, что просмотр этих страниц даже не зависит от ребенка, ведь на многих сайтах отображаютс€ всплывающие окна, содержащие любую информацию, чаще всего порнографического характера.

3.   онтакты с незнакомыми людьми с помощью чатов или электронной почты. ¬се чаще и чаще злоумышленники используют эти каналы дл€ того, чтобы заставить детей выдать личную информацию. ¬ других случа€х это могут быть педофилы, которые ищут новые жертвы. ¬ыдава€ себ€ за сверстника жертвы, они могут выведывать личную информацию и искать личной встречи;

4. Ќеконтролируемые покупки.  Ёта угроза в насто€щее врем€ стала весьма актуальнойї[1].

¬ы не можете просто запретить своему ребенку посещать »нтернет, так как, во-первых, он должен развиватьс€ Ђв ногу со временемї и не должен отставать в развитии от своих сверстников, во-вторых, он все равно будет посещать интернет-сайты, но только без ¬ашего ведома, что еще больше увеличит угрозу. ѕоэтому мы предлагаем некоторые рекомендации, которые, возможно, помогут ¬ам защитить своего ребенка:

1) ѕосещайте »нтернет вместе с детьми. ѕоощр€йте ваших детей делитьс€ с вами их успехами и неудачами в деле освоени€ »нтернет.

2) ќбъ€сните дет€м, что если в »нтернет что-либо беспокоит их, то им следует не скрывать этого, а поделитьс€ с вами своим беспокойством.

3) ќбъ€сните ребенку, что при общении в чатах, использовании программ мгновенного обмена сообщени€ми (типа ICQ, Microsoft Messenger и т. д.), использовании он-лайн игр и других ситуаци€х, требующих регистрации, нельз€ использовать реальное им€, помогите вашему ребенку выбрать регистрационное им€, не содержащее никакой личной информации.

4) ќбъ€сните ребенку, что нельз€ выдавать свои личные данные, такие как домашний адрес, номер телефона и любую другую личную информацию, например, номер школы, класс, любимое место прогулки, врем€ возвращени€ домой, место работы отца или матери и т. д.

5) ќбъ€сните своему ребенку, что в реальной жизни и в »нтернет нет разницы между неправильными и правильными поступками.

6) Ќаучите ваших детей уважать собеседников в »нтернет. ”бедитесь, что они понимают, что правила хорошего тона действуют одинаково в »нтернет и в реальной жизни.

7) —кажите им, что не стоит встречатьс€ с друзь€ми из »нтернет. ¬едь люди могут оказатьс€ совсем не теми, за кого себ€ выдают.

8) ќбъ€сните дет€м, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в »нтернет Ц правда. ѕриучите их спрашивать о том, в чем они не уверены.

9) Ќе забывайте контролировать детей в »нтернет с помощью специального программного обеспечени€. Ёто поможет вам отфильтровывать вредоносное содержание, вы€снить, какие сайты на самом деле посещает ваш ребенок и что он там делает.

10) –егул€рно провер€йте список контактов своих детей, чтобы убедитьс€, что они знают всех, с кем они общаютс€.

11) ¬нимательно провер€йте запросы на включение в список новых друзей. ѕомните, что в »нтернете человек может оказатьс€ не тем, за кого он себ€ выдает.

12) ѕриучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, св€занных с »нтернет.

13) ѕериодически, а лучше ежедневно провер€йте отчеты, на какие сайты заходил ¬аш ребенок. Ёто можно сделать через –одительский контроль (см. далее) или то, что вы сможете увидеть во временных файлах »нтернет (папки c:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files в операционной системе Windows Vista).

14) “ребуйте от вашего ребенка соблюдени€ временных норм нахождени€ за компьютером.

15) ѕокажите ребенку, что вы наблюдаете за ним не только потому что вам это хочетс€, а потому что вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь.

16) ƒет€м до 10 лет рекомендуетс€ не разрешать иметь свой собственный электронный почтовый €щик, а пользоватьс€ семейным, чтобы родители могли контролировать переписку.

ѕрограммы, ограничивающие врем€ работы за компьютером и доступ на нежелательные сайты

—уществует очень много программ, которые позвол€ют ограничить врем€ работы за компьютером, отфильтровать содержимое »нтернета, то есть обезопасить вашего ребенка. ќни называютс€ программами –одительского контрол€.

–одительский контроль встроен в Windows Vista. Ёто дает возможность контролировать использование компьютера ребенком в четырех направлени€х:

1) ограничивать врем€, которое он проводит за экраном монитора,

2) блокировать доступ к некоторым сайтам и другим интернет-сервисам,

3) запрещать запуск некоторых игр и программ.

ѕри среднем уровне защиты, работает фильтр на сайты, посв€щенные оружию, наркотикам, разного рода непристойност€м и содержащим нецензурную лексику.

¬ыбрав пользовательский уровень защиты, можно добавить к запрещенным категори€м сайты об алкоголе, сигаретах, азартных играх, а также те сайты, содержимое которых фильтр не может оценить автоматически. Ќаиболее серьезные ограничени€ на веб-содержимое накладываютс€ при использовании высокого уровн€ защиты, когда ребенок может посещать только сайты, которые определ€ютс€ фильтром как "детские". ѕроблемы обеспечени€ информационной защиты состо€т в своевременном обновлении баз данных. ƒело в том, что западные системы ограничени€ доступа ориентированы на западную, англо€зычную аудиторию. «она Ђ.KZї и Ђ.RUї провер€ютс€ ими плохо. —реди российских программ можно упом€нуть пакет Ђ асперский секьюритиї, но по отзывам он несколько замедл€ет работу компьютера. Ѕолее подробно о программах –одительского контрол€ можно посмотреть на специализированных сайтах.

 ак научить детей отличать правду ото лжи в »нтернет?

1) —ледует объ€снить дет€м, что нужно критически относитьс€ к полученным из »нтернет материалам, ведь опубликовать информацию в »нтернет может абсолютно любой человек.

2) ќбъ€сните ребенку, что сегодн€ практически каждый человек может создать свой сайт и при этом никто не будет контролировать, насколько правдива размещенна€ там информаци€. Ќаучите ребенка провер€ть все то, что он видит в »нтернет.

 ак это объ€снить ребенку?

1) Ќачните, когда ваш ребенок еще достаточно мал. ¬едь сегодн€ даже дошкольники уже успешно используют сеть »нтернет, а значит нужно как можно раньше научить их отдел€ть правду от лжи.

2) Ќе забывайте спрашивать ребенка об увиденном в »нтернет. Ќапример, начните с расспросов, дл€ чего служит тот или иной сайт.

3) ”бедитесь, что ваш ребенок может самосто€тельно проверить прочитанную в »нтернет информацию по другим источникам (по другим сайтам, газетам или журналам). ѕриучите вашего ребенка советоватьс€ с вами. Ќе отмахивайтесь от их детских проблем.

4) ѕоощр€йте ваших детей использовать различные источники, такие как библиотеки или подарите им энциклопедию на диске. Ёто поможет научить вашего ребенка использовать сторонние источники информации.

5) Ќаучите ребенка пользоватьс€ поиском в »нтернет. ѕокажите, как использовать различные поисковые машины дл€ осуществлени€ поиска.

6) ќбъ€сните вашим дет€м, что такое расизм, фашизм, межнациональна€ и религиозна€ вражда. Ќесмотр€ на то, что некоторые подобные материалы можно заблокировать с помощью специальных программных фильтров, не стоит наде€тьс€ на то, что вам удастс€ отфильтровать все подобные сайты.

Ќе забывайте, что »нтернет - это замечательное средство общени€, особенно дл€ стеснительных, испытывающих сложности в общении детей. ¬едь ни возраст, ни внешность, ни физические данные здесь не имеют ни малейшего значени€. ќднако этот путь ведет к формированию »нтернет-зависимости. ќсознать данную проблему весьма сложно до тех пор, пока она не становитс€ очень серьезной. ƒа и кроме того, факт наличи€ такой болезни как »нтернет-зависимость не всегда признаетс€. „то же делать?

”становите правила использовани€ домашнего компьютера и постарайтесь найти разумный баланс между нахождением в »нтернет и физической нагрузкой вашего ребенка.  роме того, добейтесь того, чтобы компьютер сто€л не в детской комнате, а в комнате взрослых. ¬ конце-концов, посмотрите на себ€, не слишком ли много времени вы сами проводите в »нтернет?

 –екомендации дл€ специалистов организаций образовани€, работающих с детьми

1.≈сли раньше взрослые старались предостеречь детей от опасностей, которые подстерегают их на улице, то сегодн€ возникла проблема безопасности ребЄнка в киберпространстве. ƒл€ того, чтобы обеспечить эту безопасность необходимо в первую очередь самим хорошо знать эту зону. ¬ рамках данного исследовани€ самими учител€ми не раз поднималась проблема того, что их уровень знаний информационного пространства значительно отстает от знаний детей. ѕоэтому в первую очередь необходимо повышать уровень информационной грамотности самих учителей.

2.”чител€м в рамках своих уроков необходимо как можно больше примен€ть современных информационных технологий и сразу предостерегать своих учеников о возможном их негативном вли€нии.

3.¬ воспитательной работе удел€ть внимание воспитанию информационной культуры учащихс€.

4.ѕроводить уроки медиаобразовани€, на которых давать самые необходимые знани€ по соблюдению безопасности в информационном пространстве.

5.ћногие рекомендации, которые уже были даны в разделе –екомендации дл€ родителей, могут пригодитьс€ и специалистам, работающим с детьми.

–екомендации дет€м и подросткам по организации работы в информационном пространстве

1. ѕеред началом работы необходимо четко сформулировать цель и вопрос поиска информации.

2. ∆елательно выработать оптимальный алгоритм поиска информации в сети »нтернет, что значительно сократит врем€ и силы, затраченные на поиск.

3. «аранее установить временный лимит (2-3 часа) работы в информационном пространстве (просмотр телепередачи, чтение, »нтернет).

4. ¬о врем€ работы необходимо делать перерыв на 5-10 минут дл€ сн€ти€ физического напр€жени€ и зрительной нагрузки.

5. Ќеобходимо знать 3-4 упражнени€ дл€ сн€ти€ зрительного напр€жени€ и физической усталости.

6. –аботать в хорошо проветренном помещении, при оптимальном освещении и в удобной позе.

7. Ќе стоит легкомысленно обращатьс€ со спам-письмами и заходить на небезопасные веб-сайты. ƒл€ интернет-преступников вы становитесь лЄгкой добычей.

8. ѕри регистрации в социальных сет€х, не указывайте свои персональные данные, например: адрес или день рождени€.

9. Ќе используйте в логине или пароле персональные данные.

10. ¬се это позвол€ет интернет-преступникам получить данные доступа к аккаунтам электронной почты, а также инфицировать домашние ѕ  дл€ включени€ их в бот-сеть или дл€ похищени€ банковских данных родителей.

11. —оздайте собственный профиль на компьютере, чтобы обезопасить информацию, хран€щуюс€ на нем.

12. Ќе забывайте, что факты, о которых вы узнаете в »нтернете, нужно очень хорошо проверить, если выбудете использовать их в своей домашней работе. ÷елесообразно сравнить три источника информации, прежде чем решить, каким источникам можно довер€ть.

13. ќ достоверности информации, помещенной на сайте можно судить по самому сайту, узнав об авторах сайта.

14. –азмеща€ информацию о себе, своих близких и знакомых на страницах социальных сетей, спросите предварительно разрешение у тех, о ком будет эта информаци€.

15. Ќе следует размещать на страницах веб-сайтов свои фотографии и фотографии своих близких и знакомых, за которые вам потом может быть стыдно.

16. —облюдайте правила этики при общении в »нтернете: грубость провоцирует других на такое же поведение.

17. »спользу€ в своей работе материал, вз€тый из информационного источника (книга, периодическа€ печать, »нтернет), следует указать этот источник информации или сделать на него ссылку, если материал был вами переработан.

Ѕ≈Ћџ… —ѕ»—ќ  
(——џЋ » Ќј —ј…“џ ѕќ ¬ќѕ–ќ—јћ »Ќ‘ќ–ћј÷»ќЌЌќ… Ѕ≈«ќѕј—Ќќ—“» ƒ≈“≈… » ¬«–ќ—Ћџ’)

ƒата последнего обновлени€ страницы 15.09.2020
—айт создан по технологии Ђ онструктор сайтов e-Publishї
¬ерси€ дл€ слабовид€щих
–азмер шрифта Ўрифт ћежсимвольный интервал ћежстрочный интервал ÷ветова€ схема »зображени€